История деревень

История деревень

д. Абишево | д. Ильчигулово | д. Каран-Кункас | д. Кожай-Семеновка | д. Миякибашево | д. Енебей-Урсаево | д. Сатыево | д. Сафарово | д. Туксанбаево | д. Старые Балгазы | д. Аитово | д. Новые Ишлы | д. Миякитамак | д. 2-е Миякибашево | д. Менеузтамак | с. Киргиз-Мияки | д. Курманайбаш (Верхние Ишлы) | д. Байтимирово | д. Уршакбашкарамалы |

Д. Абишево Иликей-Минской волости не была зафиксирована 5-й ревизией 1795 г., поскольку ее еще не было. Первопоселенец Абиш Иштин (Иштякаев) -житель д. Кункас, который в 1763 г. участвовал в припуске нескольких татар в башкирскую деревню Гайниямак. Он еще раз упоминается в документах за 1770 г. По всему видно, что данное поселение возникло на месте хутора Абиша в самом начале XIX в. О хозяйстве абишевцев несколько статистических материалов. В 1843 г. на 107 башкир было засеяно всего лишь 200 пудов ярового хлеба. Озимый хлеб и картофель здесь еще не были известны. На 17 дворов приходилось 114 ульев и 5 бортей. Мечети еще не было, но в 1870 г. она была зафиксирована. В 1834 г. сыну первопоселенца Мусе Абишеву исполнилось 93 года. У него было 5 сыновей. К той же Иликей-Минской волости принадлежит д. Биккулово. О времени ее основания в источнике сказано следующее: "вновь заведенная после Генерального межевания земли", т.е. между 1804 и 1815 гг. Впервые она была зафиксирована в 1816 г., когда там было 55 душ башкир мужского пола. В 1834 г. взяли на учет 163, в 1850 г. - 230, в 1859 г. - 272 башкира. 286 человек было в 1870 г., 576 башкир - в 1920 г. В конце XIX в. она имела второе название - Мияка-Кункас при р. Мияка. Часть жителей Биккулово и Нового Кункаса в 1846 г. получила разрешение "переселиться на вотчинную землю при урочище Ильчигулке с наименованием их деревни Биккуловой". В материалах ревизий фигурируют имена сыновей и внуков первопоселенца: Аюп Биккулов, проживавший в 1786-1820 гг. Его сын - 26-летний в 1834 г. Юмагужа (его сыновья - 9-летний Иштавлет и 2-летний Галимухамет). Второй сын первопоселенца 42-летний к 1816 г. Аиткул в 1828 г. был сослан на поселение в Сибирь. Его сыновья: Мухаметгалий (его сын - Мухаметсафа), Мухаметшариф, Баязит, Кутлугалям. В 1834 г. здесь взята на Учет мишарская семья Тухвата Абдулвагапова.


Д. Ильчигулово одно из коренных поселений иликейминцев, которые припускали на свою вотчинную землю и к себе башкир-бурзянцев с бассейна р. Сакмары и башкир-тамьянцев из д.Кушево (ныне Абзелиловского района),а также и мишарей. Последние были приняты в качестве припущенников по договору от 22 июля 763 г. О башкирах из Бурзянской волости данного поселения в одном из источников говорилось, что у них есть собственная вотчинная земля в Верхнеуральском уезде по р. Сакмаре Оренбургской губернии, но где именно настоящие урочища, не знают. И актов не имеют. Желают переселиться туда (т.е. на свою вотчинную землю). Тамги этих башкир соответствуют общей тамге всех бурзянцев. Относительно времени припуска башкир-припущенников в это селение житель его хорунжий Аман Давлеткулов в 1822 г. писал в своем прошении: "122 года тому назад (т.е. 1700 г.) поселились они на по жалованной и грамотой утвержденной царем Иваном Васильевичем земле Иликей - Минской волости в д. Илзягулове (Ильчигулове), пользовались во оной с прочими жителями наравне как хлебопахотною землею, сенными лугами, лесными угодьями, ловлею зверя и рыбным промыслом, выстроясь 20 дворами, обзаведясь скотоводством, жили без споров до 1821 г. Вдруг однодеревенцы и д. Кункасовой жители более половины их начали стеснять нас сначала отнятием 995 копен накошенного сена, называя нас припущенниками. Белебеевский суд нас не защитил. Земля принадлежит всем по памяти, выданной 18 января 7143 (т.е. 1635) г."Без выявленных источников не представляется возможным подтвердить утверждение Амана Давлеткулова о времени припуска их предков в эту деревню. Возможно, что данное поселение тогда имело другое название. Но Ильчигулово - от антропонима. И оно связано с именем Илсегула Таймасова -башкира-вотчинника Иликей-Минской волости, впервые зафиксированного в документах за 1738 г. и ставшего затем старшиной волости. Территориальное обособление вотчинников и припущенников по отдельным селениям произошло после 5-й ревизии 1795 г., но в начале 20-х годов нашего века они слились в одно единое село под названием Ильчигулово.


Д. Каран-Кункас. Деревень под названием Кункас и в прошлом было немало. В 1795 г. были известны Верхнекункасово (94 башкира - минца при 22 дворах) и Нижнекункасово (49 башкир-припущенников при 10 дворах и 8 мишарей из 2-х дворов). Затем Верхнекункасово назвали Новокункасово 1-е, где в 1816 г. было 83, в 1834 г. - 143 мужчины-вотчинника. Д. Нижнекункасово стала Старокункасово, где в 1816 г. взяли на учет 55, в 1834 г. - 90 мужчин припушенников из башкир и 11 душ мишарей мужского пола. И, наконец, Новокункасово 1-е становится Каран-Кункас в 1859 г. было 380 башкир-вотчинников). Д. Старокункасово превратилась в Куль-Кункас (в 1859 г. - 307 башкир- припущенников). В начале XIX в. возник выселок Новокункасово 2-е, где в 1816 г. взято на учет 8, в 1834 г. - 11, в 1859 г. - 20 душ башкир-вотчинников мужского пола. В 1870 г. в Старокункасово (Куль-Кункас) было 309 башкир при 58 дворах, в Новокункасово 1-м (Каран-Кункас) - 376 башкир, в Новокункасово 2-м - 48 башкир. В 1917 г. в д. Куль-Кункас зафиксировали 242 башкира (44 дома), 18 татар (2 двора). В Новокункасово 1-м (Каран-Кункас) - 709 башкир при 134 дворах, в Новокункасово 2-м - 134 башкира. Тогда же была впервые особо учтена д. Старокункасово 2-е с 227 башкирами, которая в 1920 г. исчезла из списка сел Киргиз-Миякинской волости Белебеевского кантона. Название д. Кункас - от антропонима. Активный в общественных делах Иликей-Минской волости Кункас Каскинов в 1741 г. жил в д. Иштякаево или Иштякино. В 1770 г. он - житель д. Алдарово той же Иликей-Минской волости. В документах за 1791 г. упоминается и д. Кункас. Можно предположить, что раннее название было Иштякино-Иштякаево. Известны сын Кункаса Каскинова Азнабай Кункасов, проживавший в 1740-1818 гг., внук Байгускар 1777 года рождения, правнук Байназар и праправнук Байтимер.


Д. Кожай-Семеновка. Первым поселенцем деревни были выходцы из деревни Кистенми-Богданово ныне Бижбулякского района Богдан и Семен. Они в конце XVII века поселились в местечке "Каркылмас". К ним примкнули чуваши из других мест. Позднее землемеры отделили им землю в 2-3 верстах юго-западнее, где был исток речки Кожай. По названию речки и имени основателя новое поселение назвали "Кожаевой Семенова". На возвышенности мало было удобств. Земельные угодья были не плодородны. Семен и другие, меняя место жительства ("Кожай-Тамак") наконец остановились у реки Темаш. Поселение стало называться "Кожай Семеновка". Занятия жителей: землелелие, скотоводство, ремесло, добыча медной руды. В 1893 году: 56 дворов, 145 муж., 164 жен.; 1905 год: 112 дворов, 322 муж, 320 жен. Церковно-приходская школа. В конце XIX века в числе одноклассных училищ - школ духовного ведомства значилась Кожай-Семеновская. 21 января 1918 года был подписан декрет "Об отделении церкви от государства и школы". Была создана единая трудовая советская школа. Семилетнее обучение. В 1943 году школа, преобразованная в семилетнюю, дала первый выпуск. Восьмилетнее обучение. В 1961-1962 учебном году открылась восьмилетняя школа. Средняя школа. В 1975 году школа из восьмилетней была преобразована в среднюю. (Информация предоставлена Никитиным Вадимом Вячеславовичем, г. Белебей).


Д. Миякибашево (Новомияки - Кункас) с башкирским населением возникла в начале нашего века. В 1920 г. в 46 дворах проживало 216 башкир. В самом конце XVIII в. башкирами Бурзянской волости была основана на земле Иликей-Минской волости д. Чятай-Бурзян (Сэтэй-Берйэн). Известно и место их выхода: дд. Ярмухаметово и Туркменово (ныне Баймакского района). Бурзяне - припущенники. Их тамга соответствует общей тамге всех бурзян. О развитии деревни приведем несколько цифр. Она впервые была учтена 7-й ревизией 1816 г., когда в ней зафиксировали 43, в 1834 г. - 54, в 1850 г. - 81, в 1859 г. - 86 башкир-припущенников мужского пола. В 1870 г. количество мужчин оставалось без изменения и столько же было женщин. 379 башкир при 85 дворах было в 1917 г. Тептярей - 3 человека. В 1816 г. в ревизскую сказку попали имена сына и внуков первопоселенца:47-летнего Мурсалея Сетеева, его сыновей - 17-летнего Умитбая и годовалого Кинзябая. В 1920 г. количество дворов в деревне сократилось наполовину, что свидетельствует о возникновении нового поселения, основанного ее жителями. По договору с башкирами Иликей-Минской волости от 21 июля 1743 г. тептяри основали д. Богданово (Тавлы). Первопоселенец Богдан Резяпов в числе 48 человек переехал в д. Бузат (ныне Стерлибашевского района).

В 1783 г. тептярей насчитывалось 94 человека, в 1816 г. - 200 (20 мишарей и 6 татар), в 1834 г. - 280 (26 мишарей) человек, с 1870 г. все названы башкирами, которых было 937, в 1917 г. - 919 (85 мишарей, по 7 тептярей и чувашей), в 1920 г. - 822 человека. Однако среди них были тептяри (башкиры и татары) и мишари. На вотчинной земле Иликей-Минской волости возникло несколько деревень башкир Тамьянской волости. Это несмотря на то, что вдоль р. Ик до середины XVIII в. была Старотамьянская волость. Однако тамьянцы - припущенники минцев, являются выходцами из Верхнеуральского и Бузулукского уездов Оренбургской губернии, которые по договору с вотчинниками Иликей-Минской волости от 1 мая 1762 г. основали дд. Тамьян-Таймас и Зирикликуль. О названии первой из них: Тамьян - этноним, Таймас - антропоним. Первопоселенцем был старшина Тамьянской волости Таймас Кутлин. Часть жителей (9 башкир-мужчин) переселилась в эту деревню из д. Сарсаз-Такирмен Мензелинского уезда. В 1816 г. в этой деревне проживали башкиры-вотчинники (60 душ), ясачные татары (89 душ), тептяри (12 душ мужского пола). Д. Тамьян-Таймас была известна и как Нижний Тамьян, Тамьян-Сираш. В то же время в 1917 г. д. Тамьян-Сираш была учтена отдельно, когда в 24 дворах проживало 130 башкир, в 1 доме - 7 русских, в 1 же дворе - 8 чувашей. Но в 1920 г. ее уже не было, она оказалась в составе д. Тамьян-Таймас.


Д. Енебей-Урсаево - коренное поселение башкир Иликей-Минской волости. Известен ее первопоселенец - башкир-вотчинник Урсай Бускунов, который с 1738 г. уступил жителю д. Мияки переводчику Роману Уразлину землю по р. Деме. Иликей-минцы по договору 1743 г. приняли башкир из д. Макарове Кси-Табынской волости (впоследствии Стерлитамакского уезда), другую группу - в 1800 г. По договору от 25 марта 1770 г. вотчинники приняли тептярей. До начала XX в. деревня называлась Урсаево, затем - Енебей-Урсаево. Оба названия - от антропонима, но обосновать первое из них мы не в силах. А теперь о количественной стороне. В 1795 г. здесь проживали башкиры (в 10 дворах 45 человек), тептяри (в 2 дворах 8 человек), в 1816 г. было 174 башкира-вотчинника, 68 башкир-припущенников, 6 тяптярей, 6 государственных крестьян, в 1859 г. - 380 человек, в 1870 г. - 495 башкир, 4 татарина, в 1917 г. в Ново-Урсаево (Янабей) - 684 башкира, 9 тептярей, в 1920 г. - 648 башкир.


Д. Сатыево возникла на земле Иликей-Минской волости. Основали ее башкиры-припущенники из Оренбургского уезда. Обосновались они по договору с башкирами-иликей-минцами 1779 г., данному Сатыю Адзитарову с товарищами из 17 дворов на их земле по р. Уязы и устья р. Тимире. Был и другой Сатый Тукчурин (1761-1833 гг.) из той же деревни. Много было и Сатыевых, сыновей этих двух Сатыев: Сурабай, Хусаин, Нигматулла, Губайдулла, Искандар, Файзулла. Проследим развитие деревни. В 1795 г. в 33 дворах было учтено 150 башкир, в 1 дворе - 10 ясачных татар. В 1816 г. было 144, в 1834 г. - 239, в 1850 г. - 337, в 1859 г. - 422 души мужского пола. В 1845 г. 6 башкир приняли из Стерлитамакского уезда. В 1870 г. было 820, в 1917 г. - 1722 башкира, 3 чуваша, в 1920 г. - 1483 башкира при 300 дворах. В 1834 г. в 37 дворах было зафиксировано 20 двоеженцев и 3 троеженца. Зауряд-сотник Ибатулла Губайдуллин из 12-го башкирского полка имел серебряную медаль "В память войны 1812 года". На вотчине Кульили-Минской волости возникла деревня башкир-припущенников под названием Шантантамак. Ее жители прибыли из д. Сакловбаш Сарали-Минской волости Мензелинского уезда около 1766 г. Это по словам самих жителей. Если документально подойти ко времени ее основания, то подчеркнем, что она еще не была учтена 5-й ревизией 1795 г. Она появилась вслед за этой ревизией. В 1816 г. здесь зафиксировали башкир-припущенников 111, в 1834 г. - 159, в 1850 г. - 254, в 1859 - 310 душ мужского пола. В 1870.г. было 700, в 1917 г. - 1740, в 1920 г. - 1547 башкир при 300 дворах.


Д. Сафарово была основана башкирами-вотчинниками Кульили-Минской волости. Известен и первопоселенец Сафар (Сапар) Тямаев (Тимеев) - участник припуска башкир Гайнинской волости из 30 семей в д. Таукай-Гайна по договору 10-11 июля 750 г. За три года до этого принимал участие в припуске башкир в д. Туксанбаево из Сарали-Минской волости будущего Мензелинского уезда. Тогда же он назван жителем этой деревни. Последняя дата и есть первое упоминание о деревне, которую можно считать и временем ее возникновения. Затем еще несколько раз (1770, 1793 гг.) ее жители Култай Сафаров, тархан Кара(г)ул Дайоров, сын Култая - Бадран Култаев, Ишали Кускильдин (1786 г.) участвовали в поземельных сделках.


Д. Туксанбаево - коренное поселение кульили-минцев. В 1795 г. в 15 дворах взято на учет 33 мужчины и 28 женщин. В 1816 г. было 41, в 1834 г. - 62, в 1850 г.- 69, в 1859 г. - 121 душа мужского пола башкир-вотчинников. Но здесь жили и башкиры-припущенники из Сарали-Минской волости Мензелинского уезда, которых было в 1816 г. 19 душ, в 1834 г. - 23, в 1850 г. - 23, в 1859 г. - 26 душ мужского пола. В 1870 г. взято на учет по 96 мужчин и женщин, в 1917 г. - 555, в 1920 г. - 508 башкир при 102 дворах. Первый раз по договору от 17 февраля 1747 г. вотчинники приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что "в 1744 г. подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и за тамгами нашими письму ппиттугтили мы Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарали-Минской волости родственников, своих - старшину Рахматуллу Саркина ...с тов. с детьми и племянниками для поселения дворами. Землею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полубатман меду повсягодно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи". Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 г. туксанбаевцы приняли к себе башкир тоже из Сарали-Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Известна и деревня их выхода. Это - Сарсаз-Такирмен, где в 1816 г. было 120 башкир, 20 тептярей, 178 ясачных татар.

Туксанбаево - родина М.Акмуллы (1831-1895). Зильдярово при одноименной речке и р. Уязы является поселением башкир-припущенников, принятых вотчинниками Кульили-Минской волости. Однако уста- 1 новить их место выхода не удалось. Кроме них здесь известны и тептяри (Ишмурат Мендяев, Ишмухаметовы, Курбангалины, Ильяс Кидрясев), прибывшие из д. Баязитово. В 1816 г. тептярей было 18, в 1834 г. - 25 душ мужского пола. Башкир -припущенников в 1816 г. учтено 149, в 1834 г. - 232, в 1850 г. - 321 душа мужского пола. В 1859 г. было 851, в 1870 - 1099, в 1917 г. - 1876 башкир (некоторые "новобашкиры"), 5 тептярей, по 3 татар и чувашей, 8 русских, 1 украинец, в 1920 г. - 1810 башкир и тептярей. Обе части деревни еще в 1816 г. имели мечеть и по одной духовной школе.

Башкиры всех регионов и поселений принимали участие в Отечественной войне 1812 г. Из д. Зильдярово в составе 2-го башкирского полка против французов воевал зауряд-сотник Садык Сагитов, награжденный двумя серебряными медалями.Д. Исламгулово возникла лишь в начале XIX в., когда в ней в 7 дворах проживали 21 мужчина и 20 женщин (1816 г.). Все - вотчинники Кульили-Минской волости. Исламгулово - дочернее поселение, основанное жителями д. Азнаево во главе с Исламгулом Азнаевым (1745-1827гг.). После 7-й ревизии 5 башкир-припущенников были приняты из д. Карышево Слы-Минской волости Стерлитамакского уезда. В 1835 г. по распоряжению начальства 35 башкир мужского пола из Оренбургского уезда были переселены в это поселение. В 1843 г. 76 человек засевали 192 пуда ярового хлеба. 24 хозяйства в 1917 г. имели 165 десятин пашни, в т.ч. 11 - до 4-х десятин; 4 - до 10; 5 - до 15; 2 - свыше 15.


Д. Старые Балгазы в 1920 г. показана как отруб, причем названа Балгазы. Находилась в составе Киргиз-Миякинской волости, в 16 верстах от ее центра - села Киргиз-Мияки. Тогда в ней в 18 дворах насчитывалось 100 человек. Другое поселение - Малые Балгазы при р. Мияка, возникло позже, т.к. не было взято на учет в 1920 г. Первая деревня была основана в начале нашего столетия. В обеих проживали башкиры-вотчинники. Обе деревни в прошлом принадлежали Иликей-Минской волости, но обе были дочерними селениями. Коренное из них находится на левом берегу Демы на территории соседнего Альшеевского района. К Иликей-Минской волости относится д. Чураево (Чурино). Сын первопоселенца. Ишкильды Чуров участвовал в припуске башкир Гайнинской волости в д. Гайниямак в 1763 г. Упоминается в бумагах поземельных дел и другой Чуров, тоже вотчинник той же волости. Однако д. Чурово стала пристанищем безземельных башкир, которые из Стерлитамакского уезда были приняты по договору 1743 года.


Д. Аитово принадлежит к Иликей-Минской (в другом источнике Меркит-Минской) волости, но здесь живут башкиры из Юрматынской волости. В 1816 г. она состояла лишь из 3-х дворов, где проживало 20 человек. Значит, она возникла перед самой ревизией. В 1834 г. из 133 жителей 33 являлись выходцами из Стерлитамакского уезда, остальные из Белебеевского. Все - припущенники. В 1859 г. в 46 дворах учтено 226 человек. В 1917 г. было 485 башкир, в 1920 г. - 456. Перечислим имена сыновей, внуков и правнуков первопоселенца Аита по ревизии 1834 г: Юлдубай Аитов, 66 лет, сын - Ишбулат; Кумышбай Аитов, 66 лет, сын - Сафаргали (его сыновья - Загретдин, Зайнитдин); Тимербай Аитов, 49 лет, сыновья - Габдулгалим, Габдулгазиз, Габдулнасыр. Сотник Давлетбай Аитов, 49 лет. Тогда из 19 дворов в 5 зафиксировали двоеженцев и троеженцев. Из дочерних поселений башкирскими были Камышлы, Зидиган, Яшляр, Яшелкуль, Акъяр, которые возникли после 1925 г. В начале XX в. были основаны Нарыстау (в 1920 г. 389 башкир), Чиряштамак (в 1920 г. 119 башкир). Остальные дочерние селения были татарскими: Тимяшево, Чияле, Тукмак-Чишма, Яшасен, Ихтисад, Кызыл-Чишма, Четырбаш, Чулпан, Уршак, возникшие в годы коллективизации сельского хозяйства. Д. Канбеково при одноименной речке основали новокрещеные тептяри и татары по договору башкир Иликей-Минской волости от 16 мая 1773 г. и государственные крестьяне по особому договору башкир от 16 февраля (или июля) 1773 г. Время припуска мишарей неизвестно. В 1783 г. здесь было 13, в 1795 г. - 12 новокрещеных тептярей. В 1816 г. учтено 79, в 1834 г. - 87 человек. Мишарей - 6 человек. В 1870 г. было 143, в 1920 г. - 636 татар.


Д. Новые Ишлы при рр. Курманай, Семеней, Уязы возникла на земле той же волости, что и предыдущее селение на основании договора башкир от 17 июля 1762 г. Действительно, 11 душам ясачных татар во главе с Абдулкаримом и Ангильды Юнусовыми (Казанская дорога), муллой Урманом Ибрагимовым, Биктимиром Атабаевым. (Ногайская дорога) был дан этот договор для поселения дворами, за что уплатили вотчинникам по 4 рубля с каждого двора единовременных денег. Границы отведенной им земли: рр. Курчубай, Уязы до устья Кичигана, "до Тимашев юрт", до верховья рр. Курманай, Семеней, до леса Тюр.


Миякитамак - поселение служилых татар. На право землепользования они представили властям документ, названный ими договорной записью от 25 сентября 1752 г. Однако она оказалась купчей крепостью о продаже башкиром Утекаевым своих земель переводчику Роману Уразлину. Но как она оказалась у служилых татар - ответ дают сами жители. Земля, оказывается, досталась им по наследству, т.к. Уразлин был их близким родственником.


Д. 2-е Миякибашево возникла на левом берегу р. Мияки в начале XX века. На ее правом берегу с 1767 г. находилась д. Анясево. Впоследствии они слились в одно селение. По договору 1767 г. башкиры д. Ильчигулово Иликей-Минской волости припустили тептярей на свою вотчину "с платежом оброка с каждого двора по 20коп. в год". Через три года была принята новая группа тептярей. Были здесь и мишари (12 человек в 1834 г.), которые в 1804 г. были припущены меркит-минцами.


Д. Менеузтамак основана тептярами по записи Уфимской провинциальной канцелярии от 26 августа 1746 г. и по договорам башкир Иликей-Минской волости от 1763 г., 13 мая 1776 г., 24 июня 1794 г., 5 февраля 1796 г. В 1795 г. в 50 дворах было 263 тептяря ( все из дд. Метевбаш, Сайраново, Трунтаишево и разбахтино), в 7 дворах - 36 служилых татар. В 1816г. учтено 372 тептяря, 35 ясачных татар, 6 мишарей, в 1834 г. - 420 тептярей, в 1870 г. - 750, в 1917 г. - 1870 тептярей, 307 татар, 15 русских, в 1920 г. - 1793 тептяря и татарина. В конце XIX в. здесь было учтено 2 мечети, 3 мельницы, 11 бакалейных лавок. По вторникам проводился базар.


Село Киргиз-Мияки с 1866 года - центр одноименной волости, сегодня - района. Основали его тептяри по договору башкир Иликей-Минской волости от 1767,. 1770 гг. о продаже части своих вотчин. Сохранился текст 3-го договора от 29 июля 1779 г., по которому вотчинники Иликей-Минской волости в количестве 77 человек продали часть своих земель служилым татарам д. Клявлино Бугульминского ведомства. В конце XIX в. в волостном центре было 2 мечети.


Д. Курманайбаш (Верхние Ишлы) образовалась на вотчине Иликей-Минской волости сразу же после Генерального межевания земель в 1802-1803 гг. Она - выселок из д. Новые Ишлы. Впервые ее взяли на учет в 1816 г., когда в ней было 30 мужчин, а в 1834 г. - 70. В 1917 г. в 102 дворах проживало 570 тептярей, в 3 домах 11 башкир, в 1920 г. - 550 тептярей.

Крайне скуден материал по истории д. Зайнекуль при одноименной речке. Деревня была известна еще в 1781 г., когда несколько семей ее переехали в Бурзянскую волость и основали д. Юлуково. Жили здесь служилые татары, мишари, последние из которых обосновались по договору с башкирами Меркит-Минской волости в 1804 г.


Д. Байтимирово при р. Карамалы была основана мишарами по договору башкир Керкит-Минской волости в 1773 г. Здесь жили и ясачные татары (60 человек в 1816 г.) Время их припуска неизвестно.


Д. Уршакбашкарамалы (Янгурчино) была основана мишарами на вотчинной земле Меркит-Минской волости, купленной у башкир по договору 1755 года. Жили здесь и башкиры (в 1859 г. в 5 дворах 36 человек), а также тептяри.

Уршакбашкарамалы - родина Миннигали Губайдуллина, закрывшего дзот фашистов своим телом в день своего рождения, 8 марта 1944 г. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Подборку материалов о Миякинском районе подготовила Зухра Алтынбаева.